Проблемное обучение

Я пришел работать в школу, выпускником которой являюсь, сразу по окончании исторического факультета МГУ. Честно признаться, я был уверен в том, что преподавание – дело совсем не трудное. Чего там уметь? Нужно навести страху в начале урока и рассказывать веселые истории, благо исторический факультет солидно расширил запас таковых. А ГИА – это далеко да и любой троечник его может сдать. Я же – сдал…
Разумеется, эти ожидания быстро разбились о риф реальностей XXI века. Далеко не являясь поклонником его достижений, практически сразу пришлось усвоить, что электронная доска – не только предмет интерьера, а монологичность речи тонет в тишине непонимания. И вот появился вопрос: как, сохранив традицию, успеть за современными детьми? Ответ оказался прост – проблемное обучение.

Это, разумеется, рассказ о традициях. Классиками проблемного обучения являются выпускник исторического факультета МГУ Исаак Яковлевич Лернер (1917  – 1996) и заслуженный деятель науки РФ Мирза Исмаилович Махмутов (1928-2008). Махмутов полагал, что проблемное обучение – вид развивающего обучения, сочетающий самостоятельную систематическую, самостоятельную поисковую деятельность обучающихся с усвоением ими готовых знаний, где структура методов выстроена на основе целеполагания и принципа проблемности. Однако в условиях увеличивающейся нагрузки как в урочной, так и во внеурочной системе, этот подход имеет ряд недостатков, в первую очередь в смысле беспорядочности и несистемности информации в интернете, что ставит под сомнение качество домашней подготовки обучающихся. В этом смысле в XXI веке более перспективным, как это ни парадоксально, кажется более консервативный подход Лернера, который большую роль отдавал учителю, организующему урок в соответствии с пятью этапами:

  Современный ФГОС, ставящий во главу угла системно-деятельностный и личностно-ориентированный подходы, естественным образом возвращает учителя к использованию проблемной технологии, которую, как мне кажется, уже давно стоило бы возвести в статус теории обучения, хотя бы в силу её популярности. Главный вопрос проблемного обучения, конечно же – вопрос о приведении технологии в систему.
Урок в VII классе по Отечественной Истории. Тема – Реформы Избранной Рады. Как разобрать данную тему, включающую в себя все виды учебных задач, различную терминологию, множество личностей? И всё это с учетом того факта, что к этому материалу в процессе изучения Истории России возвращения не будет?
Рецепт первый – система. Одно дело – абстрактно рассматривать данную тему, по которой нет единого мнения даже у профессиональных исследователей. Совсем другое – “вписать” её в систему, определенную проблемным вопросом изучаемого раздела. Для VII класса раздельная проблема была сформулирована следующим образом: “Как сшить одеяло из одних ниток?”

Рецепт второй – современные средства обучения, которые отличаются от традиционных лишь средством подачи. Энвер Николаевич Абдулаев (http://new.asou-mo.ru/index.php/redaktirovat-material/item/296-abdulaev-e-n) уже давно разрабатывает интерактивное приложение: “Художественный альбом по Истории Отечества”. Уверен, что у каждого современного учителя Истории таковой должен быть на рабочем столе. Проблема данного урока, таким образом, ставится с опорой на картину: “Как монарху управлять государством, чтобы подданные не желали свергнуть его с престола?”.

 

Рецепт третий – диалоговая форма беседы, которая реализуется с помощью логической и эвристической бесед. Логическая беседа, например, может быть выстроена на основании сопоставления изображений правительниц России. 

Эвристическая же беседа связана с так называемым методом исторической реконструкции, когда ученикам предлагается поставить себя на место исторической личности и ответить на сформулированные учителем вопросы.

Рецепт четвертый – постоянное возвращение к проблеме урока, чему помогает та же историческая картина.

Рецепт пятый – комбинация работы с различными видами информации и выполнение различных видов деятельности. Ученики работают с текстом уже не столько плохого учебника, делают определенные записи в тетради, составляют логические схемы и анализируют тексты источников, которые находятся как в конце параграфа, так и на экране электронной доски.

Рецепт последний – подведение итогов урока с постановкой проблемы следующего урока. Эта проблема выводится с учетом раздельной проблемы и исследований данного урока.

Нужно отметить еще кое-что. Проблема выполняемости домашних заданий современными школьниками известна всем. Можно было бы даже сказать, что она снята самими же детьми, которые мигом найдут ответы в Сети на любые задания, которые они получили от своего учителя. В этом смысле, как мне кажется, большее внимание следует уделить системе практических, самостоятельных и контрольных работ, нацеленных как на репродуктивную составляющую, так и на развитие определенных предметных, меж- и метапредметных навыков. Так, например, при написании практической работы после изучения Наполеоновских войн вполне допустимо предоставить ребятам карикатуру, посвященную этим событиям, с несколькими общеисторическими вопросами.


Ну и, конечно же, не стоит забывать о том, что любая система не должна быть однотипной. Различные исторические суды, публичные диспуты, временные путешествия – дополнительные формы проблемной технологии, позволяющие, с одной стороны, повысить мотивацию обучающихся, а с другой – развивать разнообразные творческие способности.

Однако, XXI век назидательно требует формальных изменений учебного процесса. Необходимо включать в систему собственной работы современные средства общения, которые, говоря упрощенно, сводятся к двум словам – социальные сети…

3 thoughts on “Проблемное обучение”

Добавить комментарий

Войти с помощью: